Каталог статей
Педагогические тесты, тесты учебных достижений
Педагогические тесты (тесты учебных достижений) Говоря о системе образования, мы часто забываем, что школа состоит из отдельных учеников. Каждый раз, когда ученик бросает школу, это означает, что система дала сбой. Для такого ученика шанс на высокую зарплату и, соответственно, достойный уровень жизни намного ниже, чем если бы он остался в школе и получил полное среднее образование. Именно оно является минимальным стандартом в современном, технологичном, основанном на конкуренции мире. Развитие интересов каждого школьника – это лучший, наиболее эффективный способ работы нашей образовательной системы. Современные информационные технологии радикально меняют форму (и за счет этого - содержание) представления знания. Новизна среды определяется не только и не столько характеристиками ее мультимедийности, сколько качественным изменением ее структуры и принципов существования. Сегодня не вызывает возражений утверждение, что знание необходимо рассматривать как процесс, а не только как результат. Встает острая проблема поиска механизма перехода от репродуктивного, ориентированного на запоминание, типа обучения к продуктивному, эвристическому, развивающему. Разумеется, поиск в этом направлении ведется давно и различными способами. в разрабатываемых сегодня учебно-образовательных комплексах нового поколения этот подход должен выполняться за счет: - возможностей реализации большого набора сценариев по каждой рассматриваемой теме; - достаточной информационной поддержки для широкой импровизации (как со стороны учителя, так и со стороны учащихся) в ходе учебного процесса; широкого использования в сетевом варианте комплексов мировых информационных ресурсов; - большой степени интерактивности; Широкое использование ИКТ, отход от традиционных схем учебного процесса, все большая технологизация (в социально-психологическом смысле) делают абсолютно необходимым более глубокое и более конкретное понимание сути самого учебного процесса. Представляется важным его рациональное структурирование, осмысление места каждой его составляющей, первичное описание процесса в целом. Если принять в качестве базовой функции (не цели!) образования реализацию той или иной модели выпускника, а качеством образования считать степень соответствия реальных выпускников этой модели, то ключевой задачей становится поиск методов и средств (обезличенных) управления качеством путем конкретного воздействия на конкретные же структуры и процессы образования. Внедрение новых технологий обучения и контроля знаний вновь привлекли интерес к тестовым формам обучения и контроля знаний. По-настоящему тестовые формы могут быть востребованы тогда, когда учитель из урокодателя превращается в разработчика новых программно - педагогических средств, в организатора процесса самостоятельного учения. Но для этого надо уходить от привычной организации учебного процесса, абсолютизации классно-урочной формы обучения, с огромными затратами времени на устные и письменные экзамены, зачеты, различные опросы и на другие формы традиционного контроля знаний. Такая организация легко отторгает любые новшества, а если и принимает что-то, то в сильно упрощенном и измененном, до неузнаваемости, виде… Использование автоматизированного обучения и контроля на основе достижений новой педагогики, педагогических измерений, психологии, информатики, кибернетики и компьютерной техники постепенно становится нормой. Все упомянутое, взятое в разумном соотношении, и образует основу того, что сейчас называют тестовой технологией. В этой технологии самым узким местом оказалось незнание возможностей тестовых форм, без которых нельзя сейчас ни объективно проверить знания, ни создать современную контрольно-обучающую программу, ни наладить такую перспективную форму организации учебного процесса, как дистанционное обучение. В идеальном случае учебная программа, каждый её часть сопровождается заданиями в тестовой форме, системами задний в тестовой форме и тестами. Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков, проверить соответствие требований к подготовке выпускников заданным стандартам, выявить пробелы в знаниях. Задания в тестовой форме являются важным средством технологизации обучения, они способствуют эффективной организации учебного процесса, без них немыслим и итоговый рейтинг. Тесты, которые применяются для оценки знаний, умений и навыков учащихся имеют два названия. Иногда, по аналогии с зарубежной терминологией, их называют тестами учебных достижений. В действительности тесты вскрывают не только достижения, но также недостатки и упущения, а то и просто плохую организацию учебного процесса. Поэтому используется и другое название – педагогические тесты. Их называют так, потому что немало они разрабатываются педагогами, с целью решения педагогических задач. Хотя содержание теста по каждой учебной дисциплине различно, формы заданий и основные принципы разработки тестов во многом совпадают. Требования к заданиям в тестовой форме - цель (Каждое задание создано для определенной цели, а значит имеет свою миссию и свои характеристики.) - краткость (Вытекает из преимуществ логической формы высказывания, Поэтому задания всегда короче задач и вопросов. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться ясности смысла содержания задания. Исключаются повторы, малопонятные, редко употребляемые, а также неизвестные для учащихся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.) - технологичность (Компоновка заданий, позволяющая процесс тестирования вести с помощью технических средств, точно, быстро, экономично.) - логическая форма высказывания (Универсальная форма четкого выражения мысли человеком, способным проявить знания по изучаемой учебной дисциплине. Эта форма во многих случаях заменяет вопросы.) - определенное место для ответов (В заданиях с выбором ответов - это код (цифры или буквы) требуемого ответа, из числа прилагаемых к каждому заданию. В заданиях открытой формы ответ пишется вместо прочерка, следуемого за текстом задания. В заданиях на установлении соответствия ответы или пишутся в специально отведенной для этого строке ниже текста каждого задания, или фиксируется с помощью так называемой "мыши" при компьютерном тестировании. И, наконец, в заданиях на установлении правильной последовательности испытуемый ставит ранги в специально отведенном для этого месте.) - одинаковые правила оценки ответов (Ни одному испытуемому не дается никаких преимуществ перед другим, все отвечают на одни и те же задания, всем дается одинаковое время. Правила оценки определяются заранее и абсолютно одинаково применяются ко всем испытуемым.) - правильное расположение элементов заданий (Помогает испытуемым не тратить время на определение места для ответов и быстрее зафиксировать свое решение.) - одинаковые инструкции для всех испытуемых (Ни одному испытуемому не дается никаких преимуществ перед другими. Правила оценки определяются заранее и применяются ко всем одинаково.) - адекватность инструкции форме и содержанию задания (Взаимное соответствие перечисленных компонентов, необходимое для выполнения задания своей функции. Условие адекватности позволяет довести до сознания испытуемых все требования, заложенные в содержании задания. Несоответствие вызывает ошибку понимания смысла задания, и соответственно, приводит к ошибочным ответам там, где таковым не место.) Рекомендации по улучшению формы заданий <!--[if !supportLists]-->1) <!--[endif]-->представлять задания в логической форме высказывания, а не вопроса <!--[if !supportLists]-->2) <!--[endif]-->устранять в заданиях повелительные слова типа «оцените», «назовите», «решите» и.т.п. <!--[if !supportLists]-->3) <!--[endif]-->прибавить число ответов, там, где можно, с целью уменьшить вероятность угадывания. Число ответов в разных заданиях может быть разным. Оно не должно быть одинаковым <!--[if !supportLists]-->4) <!--[endif]-->использовать, в основном, задания с выбором нескольких правильных ответов. Такие задания практически исключают догадку <!--[if !supportLists]-->5) <!--[endif]-->в ответах вместо номера и точки лучше писать номер и круглую скобку, что даёт возможность писать текст ответов со строчных букв.
|
Категория: По секрету | Добавил: genialno (26.12.2013)
|
Просмотров: 998
| Рейтинг: 5.0/8 |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|