Использование технологии «Вариант» при изучении темы «Победы Российского царства» (ОС «Школа 2100», История России, 7 «Б» класс). Последствия присоединения к России Среднего и Нижнего Поволжья.
Характеристика обучающихся: в классе 30 школьников. Из них:
- 57% обучающихся имеют высокую положительную степень мотивации к обучению и интерес к предметам обществоведческого цикла;
- 21% обучающихся имеют среднюю степень мотивации к обучению;
- 18% обучающихся имеют низкую мотивацию к обучению;
- 4 % обучающихся имеют проблемы в развитии и обучении.
Сценарий. Реализация.
Класс делится на 5 групп по 6 человек в каждой.
На занятии проводится работа с мыслительным инструментом «P.M.I. – Плюс. Минус. Интересно.».
Продолжительность занятия 45 минут.
Задание для обучающихся.
На основании текста учебника (с.57-58), попытайтесь определить последствия завоевательных войн для России и для народов Поволжья. Информацию фиксируем в соответствующих графах таблицы: «Положительные», «Отрицательные». Отметьте ту информацию, которая показалась интересной для вас.
Ответы по выделению положительных последствий:
- Вся Волга под контролем России;
- Развитие торговли;
- Пополнение казны за счёт налогов с новых подданных;
- Расширение территорий, которые заселяли и осваивали русские крестьяне;
- Поступление местной знати на службу к российскому государю.
Ответы по выделению отрицательных последствий:
- Боязнь заговоров и восстаний покорённых народов;
- Необходимость содержать большую армию;
- Разрушены мечети и города – центры национальной культуры и религии татар;
- У тех, кто воевал против России, отобрали земли и имущество;
- Родовые земли местной знати менялись на поместья в Центральной России;
- Для успешной службы государю местную знать склоняли отказаться от традиционных религий (ислама, язычества) и принять православие.
Информация, заинтересовавшая обучающихся:
- Раньше платили налог хану, теперь – царю;
- Людей насильно не обращали в христианство, знать могла служить и получать земли, правда, только в виде поместий;
- Татарам запрещено было селиться в их бывшей столице – Казани.
Выводы
В начале занятия школьники были подведены к проблемному вопросу: С очки зрения гражданина многонациональной России, какие действия русских властей в отношении покорённых народов выглядят справедливыми, а какие – нет?
Для решения данного проблемного вопроса необходимо было выяснить положительные и отрицательные последствия присоединения к России Среднего и Нижнего Поволжья. Использование инструмента «P.M.I.», направленное на сознательное выделение положительных и отрицательных моментов, даёт возможность увидеть проблему во всей её полноте. Данный инструмент нацелен и на актуализацию эмоциональных отношений в связи с работой над текстом.
Групповая форма работы предоставила возможность высказаться каждому, опираясь на мнение группы.
Обучающиеся осознанно работали над текстом, активно участвовали в обсуждении проблемного вопроса. Много было споров по поводу налогов и армии. Данное занятие- пример творческой самостоятельной деятельности.
|