Воскресенье, 19.05.2024, 11:18
Приветствую Вас Гость | RSS

10 сердечных тайн

Каталог статей

Главная » Статьи » По секрету » По секрету

Статья "Опыт использования элементов системно-деятельностного подхода"
Опыт использования элементов системно-деятельностного подхода 

Ученики – оркестр, учитель – композитор и капельмейстер, 
урок – партитура. Но чтобы это делать, ученики 
должны уметь «играть на своих флейтах»!
М.В.Левит

Введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования ставит перед учителем задачу: быть готовым к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать познавательную деятельность учащихся. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Потребность во взаимодействии с учениками на уроке испытывали все педагоги, начиная с Аристотеля. Для этого необходим универсальный способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучающихся, создаются условия для развития их индивидуальных способностей. Такой способ был определен – это системно-деятельностный подход в обучении. Данный подход основывается на теоретических положениях концепции Асмолова А.Г. (1-3), Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина и других. Главный результат такого обучения – готовность ребенка к продуктивной деятельности в социально-значимых ситуациях. 
К числу достоинств указанного подхода следует отнести: стимулирование проявления инициативы и самостоятельности учащихся, формирование положительной «Я – концепции» личности учеников, возможность выбора сферы деятельности и общения, использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, раскрытие субъектного опыта обучающихся, рост творческого компонента в деятельности учителя.
Наряду с достоинствами, системно-деятельностный подход обладает недостатками: трудности с материально-техническим оснащением кабинета, необходим достаточно развитый мотивационный компонент, колоссальные затраты времени учителя при подготовке к уроку, напрямую связан с профессиональным «выгоранием» педагога.
Целью настоящей статьи является рассмотрение таких компонентов,  как мотивация, постановка цели, определение ближайших задач и рефлексия учебного занятия на примере урока обществознания по теме «Нравственная культура личности». Данное занятие было проведено в МАОУ СОШ№5 г.о.Стрежевой Томской области.
Структура урока представлена следующими этапами:
условия для мотивации;
инициация;
целеполагание;
ожидания и опасения;
план для достижения цели;
выбор средств;
реализация плана;
первичное закрепление (в форме коммуникации);
самостоятельная работа с проверкой по эталону («культурному образцу»);
применение нового знания;
рефлексия.
Рассмотрим этап «Условия для мотивации». Первое условие -  «Встреча с проблемами» предполагает создание атмосферы, помогающей возникновению учения, значимого для ученика. То есть разрешить учащемуся на любом уровне соприкасаться с важными проблемами его жизни, спорными вопросами, которые он хочет разрешить. Следующее условие – «Реальность личности учителя» - вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками». Третье условие для мотивации учащихся –  «Принятие и понимание». Это условие позволяет принимать учащегося таким, каков он есть и способность понять его чувства, способность положительно относиться к нему и понимать его чувство страха, обычно сопутствующее восприятию нового материала. Еще одно из условий мотивации – «Обеспечение средствами» - направлено на стремление к тому, чтобы учащиеся узнали о знаниях и опыте учителя и о том, что им разрешено обращаться к этим знаниям, но не навязывать их учащимся. Ученик чувствует себя свободно в мире источников, знаний и информации и всегда имеет возможность вступить в диалог с учителем, выбрать альтернативное решение проблемы. Последнее условие – «Предварительные выводы»,  то есть ученики в процессе занятия взаимодействуют с жизненными проблемами, которые хотели бы решить, стремятся к росту, не всегда способны найти выход из сложной ситуации, полагаются на учителя и имеют непреодолимое желание говорить.  
Следующий этап, на котором хочется остановиться, этап постановки цели. Данный этап может иметь несколько названий: «Целеполагание», «Проработка целей урока», «Погружение в тему». Здесь важно точно определить цель, а затем создать на уроке ситуацию, ориентированную на достижение поставленной цели. Ученик заявляет свои собственные цели – заявляет о своих трудностях и определяется с их внутренними причинами; согласовывает цели с другими, выращивая «свое новое» в общей работе. Учитель предлагает тему и поясняет свое видение ее цели. Оказывает педагогическую поддержку ученикам в доформулировании, уточнении и конкретизации цели. Задача учителя – помочь школьнику сформулировать самому цель, то есть проговорить ее. На рассматриваемом уроке были определены следующие цели работы: попытаться сформулировать задачу нравственной культуры личности, рассмотреть этапы формирования, структуру и важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.
Познавая что-то новое или работая над какой-то проблемой, мы ожидаем получения результата. Но в то же время мы боимся ошибиться. Чтобы появились всходы, недостаточно просто семян, нужна еще и почва. Этап урока - «Ожидания и опасения». Ребята в интерактивном режиме указывают свои ожидаемые результаты (на зеленых прямоугольниках) и опасения (на черных прямоугольниках).
После этого можно приступать к составлению плана для достижения поставленной цели,  выбору средств и проработке следующих этапов занятия.
Завершающий этап урока – «Рефлексия». Рефлексия может выполнять и функцию самооценки, выступая как основа самоконтроля за качеством знаний, который выстраивается, прежде всего от ученика. Контроль выступает как диагностика усвоения учебного материала, его «осознание». В практической деятельности можно использовать элементы ТОГИС (технология образования в глобальном информационном сообществе), сравнивая полученный результат с «культурными образцами». Интересен прием рефлексии «Ладонь»: каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение. Например, большой – для меня важно и интересно…; указательный – я получил конкретные рекомендации..; средний – мне было трудно (вариант – не понравилось)…; безымянный – моя оценка психологической атмосферы…; мизинец – для меня было недостаточно… . На уроке «Нравственная культура личности» использовался цветовой тест по В.М.Лизинскому [5].
Резюмируя  выше сказанное, приходим к выводу, что цель всегда указывает на реалистичный с точки зрения имеющихся ресурсов и возможностей, конкретный, достижимый в обозримый промежуток времени измеримый результат. Кроме этого все должно находиться в логике выбранной стратегии [4]. 
Развитие личности обучающегося – цель и основной результат образования. Следует отметить, что в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. То есть данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. 

Литература 
1. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. – М.: Просвещение, 2012.
2. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. – М.: Просвещение, 1985.
3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения /Педагогика. – 2009. - №4. – С.18-22.
4. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 96 с.
5. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
6. Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе//Теория инновационной и экспериментальной деятельности. – 2010. - №6. – С.2-11.
7. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. – http://festival.1september.ru/articles/527236/

Категория: По секрету | Добавил: genialno (08.01.2014)
Просмотров: 2321 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.4/9
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0