1 СЛАЙД Тема сегодняшнего методического объединения: «Технологии системно - деятельностного подхода как средство формирования ключевых компетенций на уроках истории и обществознания»
2 СЛАЙД «У каждого свой мир» - утверждали жрецы Древней Месопотамии, подразумевая не то, что окружает человека, а то, как он видит это окружение. Ребенок по-своему воспринимает и познает мир, природа наделила всех детей общими стремлениями:
- природной любознательностью;
- стремлением к самостоятельности и самореализации.
На основе этого и с учетом личностных особенностей обучающегося строится образовательный процесс.
3 СЛАЙД Выпускники школ хорошо информированы в области специальных знаний, владеют хорошо специальными умениями и навыками. Но чаще всего большинство из них не владеют самым главным умением – умением жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации. Что же происходит? В ходе размышления над этим вопросом, появляется множество новых:
- Развитие и обучение – что приоритетно? Хороший человек или грамотный специалист?
- В каком соотношении должны быть индивидуальность и качества, которые необходимы всем?
- Цели – это условия развития индивидуальности или сам ребенок с набором качеств?
- Если каждый учащийся занимается в зоне своего ближайшего развития (на максимуме возможности для него), то, как можно построить урок с учетом индивидуальности каждого?
- Как освободиться от домашнего задания, если увеличивается объем знаний?
- Как быть с теми результатами, где нельзя сформулировать стандарты?
4 СЛАЙД Исходя из вышеизложенных вопросов были сформулированы ведущие идеи педагогического опыта.
5 СЛАЙД На уроках истории и обществознания я отдаю предпочтение таким технологиям, как технология проблемного обучения, технология критического мышления и технология проектной деятельности. Эти три технологии фактически не могут существовать обособленно друг от друга. Цель использования указанных технологий - обеспечение образовательных результатов, преимущественно:
- владение навыками анализа и критического мышления;
- владения навыками оценки альтернативных вариантов решения задачи;
- владение интерактивными и коммуникативными навыками.
Результат: положительная динамика мотивационной ориентации на предметы социально-гуманитарного профиля; стабильно высокий уровень учебных результатов; высокие результаты участия обучающихся в образовательных событиях, связанных с представлением собственных проектов.
6 СЛАЙД Исследования современных ученых (О.В.Акуловой, А.П.Тряпициной) показали, что невозможно изменить лишь какую-либо составляющую, например, технологию обучения, организацию процесса, цели образования и т.д. и добиться при этом существенных результатов. Изменения должны быть системными. Приоритетный характер содержания образования обусловлен, в частности, тем, что он не предполагает лишь собственно учебное содержание, а расширяется и включает в себя, по мнению А.П.Тряпицыной, «и технологии, и отношения, и среду».
7 СЛАЙД Первая технология - «Проблемное обучение» - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельность поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Суть технологии проблемного обучения состоит в том, что учитель не сообщает знания , а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждающие их искать пути и средства решения. Проблемное обучение позволяет эффективно сочетать как индивидуальную, так и групповую работу учащихся на уроке. Но проблемная ситуация развивается там, где учащиеся обладают минимумом необходимых для решения задачи знаний. Работа учителя по внедрения проблемного метода обучения в учебную практику носит систематический характер. Учащиеся довольно быстро втягиваются в такого рода общение, уроки проходят интереснее, вырабатывается потребность анализировать, доказывать, спорить.
8 СЛАЙД Можно привести примеры проблемных вопросов на уроках права: ü Россия не имеет традиций правовой государственности. Возможно, опыт развития политических систем западноевропейских государств не подходит для нашей страны? ü Оказалась ли эффективной Всеобщая декларация прав человека за более чем полувековую историю своего существования? Примеры проблемных вопросов на уроках истории:
- Россия – часть западного или восточного мира?
- Зачем Иван Грозный начал реформы в России?
- Почему искусство классицизма так сильно отличается от искусства начала Нового времени?
- Можно ли назвать поход Ермака колониальным завоеванием Сибири?
9 СЛАЙД Остановимся на последнем вопросе. Какие образовательные результаты можно спланировать на уроке-семинаре с решением этой проблемной задачи? Предметные: обучающиеся научатся определять основные задачи, стоящие перед казаками атамана Ермака во время сибирского похода; давать оценку завоеванию и присоединению Западной Сибири к Российскому государству; характеризовать личность казачьего атамана Ермака; обучающиеся получат возможность научиться сопоставлять различные мнения, анализировать исторические события, делать собственные выводы, аргументировано отстаивать собственную точку зрения. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность. Метапредметные: Познавательные – дополняют и расширяют имеющиеся знания, осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; участвуют в коллективном обсуждении проблемы; допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные – учитывают выделенные ориентиры действия; принимают и сохраняют учебную задачу; определяют уровень усвоения изучаемого материала.
10 СЛАЙД Основная идея технологии критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Данная технология предполагает научить:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
-отвергать ненужную или неверную информацию;
- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
11 СЛАЙД
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в суждениях;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения.
12 СЛАЙД Рассмотрим несколько приемов и методов чаще всего используемых на уроках истории и обществознания:
13 СЛАЙД 1. «Карта истории» (Схематичное описание определенных событий на основе информации, полученной из текста учебника или рассказа учителя).
14 СЛАЙД 2. «Плюс – минус – интересно» (При работе с информацией предлагается фиксировать информацию, отражающую положительные последствия; отрицательные последствия; информацию, которая просто заинтересовала читателя. Информацию можно оформлять в виде таблицы).
15 – 16 СЛАЙДЫ 3. «Кластер» (В центре проблема, вокруг нее суждения – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с разнообразными аргументами, подтверждающими каждое суждение.)
17 СЛАЙД 4. «Дерево предсказаний». (Ствол- тема, ветви слева – проблемы, ветви справа – советы по решению проблем; листья – пояснения)
18 СЛАЙД 5. «Чтение с остановками». Этот прием мы с ребятами называем «Без права на ошибку". Приведу пример отдельных предложений с ошибками:
- Однако неделю назад Джек попытался на своем БМВ повторить подвиг Александра Гастелло…
- Пошел к пенсионеру, как киевляне к варягам…
- Строительство впервые приостановившееся в 1985 году, после Чернобыльской аварии.. Применение данной технологии позволяет развивать такие компетенции, как информационная, социально-правовая и коммуникативная.
19 СЛАЙД Еще одна технология – технология проектов. Цели проектной деятельности таковы: воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских компетенций, умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие критического мышления. Данный метод позволяет активно взаимодействовать: с учителями различных предметов (исследовательский проект «Мои наблюдения в Заполярье» - с учителями окружающего мира, географии, биологии, истории, литературы; «Создадим учебник вместе» - с учителями информатики, биологии, литературы, начальных классов; с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры всеобщей истории РГПУ им. Герцена Земляницыным Владимиром Александровичем); с педагогами образовательных учреждений и общественными организациями ( социологический проект «Уроки Холокоста – путь к толерантности» - преподаватели Института социальных наук Иркутского государственного университета, представители Братского отделения общества «Мемориал»); с работниками культуры (творческий проект «Идеи Д.С.Лихачева и современность» - сотрудники библиотеки, Управления культуры; преподаватели Российского государственного университета профсоюзов); с родителями учеников («Найдите миг остановиться…»). В данной технологии важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая, для решения которой ребенку необходимо использовать имеющиеся знания.
20 СЛАЙД Несколько дней отделяют нас с вами от Олимпийских игр в Сочи. Российские учителя с гордостью могут говорить: «Мы имеем самое непосредственное отношение к этому событию». Ведь спортсмены, зрители, те люди, от которых зависит правильное и четкое функционирование всех объектов когда-то учились у нас или наших коллег. От того, что мы в них постарались вложить, какие компетенции развивали, во многом зависят результаты Олимпиады. С надеждой на лучшее позвольте закончить сегодняшнее методическое объединение.
|