Формирование гражданской позиции
личности
в условиях современного школьного образования
Кострицкая Ольга Петровна,
Учитель
истории и обществознания МАОУ СОШ №5
В
Законе Российской Федерации «Об образовании» и в президентской образовательной
инициативе «Наша новая школа», одна из основных задач образования
обозначена как формирование духовно-нравственной личности. В Стандартах нового
поколения указано, что задача школьного воспитания – формирование целостной
картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений.
Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован
таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный,
религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная,
внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали
духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и
патриота.
Проблема
гражданского воспитания личности в настоящее время чрезвычайно актуальна и
широко обсуждаема. Крайне важным в этом контексте является формирование
идентичности «Я — гражданин своей страны» и создание условий для формирования
активной личности, становления гражданской позиции личности, для реализации ее
интересов и прав, для выявления и развития способностей и творчества.
Каким
образом осуществить это на практике в школьном образовании?
Из опыта
работы: внеклассное
мероприятие «В Россию можно только верить».
Понятие
«гражданская позиция», во-первых, носит междисциплинарный характер, являясь
предметом изучения в системе общественных и гуманитарных наук; во-вторых,
представляет собой осознанное и целенаправленное участие человека в жизни
общества. Гражданская позиция проявляется в осознании человеком себя как
гражданина своей страны; в ответственном отношении личности к обществу,
деятельности, другим людям, к самой себе; в степени ее социальной активности на
благо своей страны . Содержательно близким понятию «гражданская позиция»
выступает категория «патриотизм», ведь патриот — это гражданин, живущий в своей
стране, уважающий ее язык, чтящий ее культуру, традиции, горячо и искренне
любящий свою Родину — большую и малую, неравнодушный к ее истории — прошлому,
настоящему и признающий личную ответственность за ее будущее.
- внеклассное мероприятие «Единство – основа
независимости российского народа»
Наша
страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции
населения внутри страны и извне. Это влечёт за собой размывание привычных форм
культурной самоидентификации. В этих условиях воспитание осмысленного уважения
к своей и иной духовной, в том числе религиозной культуре – необходимый ответ
на такие вызовы современности как мультирелигиозность и поликультурность
общественной жизни
- конференция старшеклассников
«Современная Россия»
Очевидно,
одна из приоритетных задач современного общества и ее социальных институтов
состоит в необходимости создания условий и максимального содействия формированию
и становлению патриотических и гражданских основ личности. Одним из условий
успешного становления гражданского патриотизма личности, признается приобщение
подрастающего поколения к культурному наследию своей страны.
- Идеи Д.С.Лихачева.
Культура,
по мысли Д.С. Лихачёва, это — «огромное целое явление, которое делает
людей, населяющих определённое пространство, из просто населения — народом,
нацией». Эта мысль подчеркивает необходимость решения задач гражданского и
патриотического воспитания подрастающего поколения в единстве с задачами
развития их психологической культуры как важной составляющей общей культуры
человека.
«Найдите миг остановиться..»; «Холокост –
трагедия ХХ века».
Нормы
человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Необходимо
также умение избегать столкновений, не поступаясь своей совестью и не предавая
личных, национальных, государственных и семейных традиций, интересов, идеалов и
святынь.
- родительское собрание «Взрослые
и дети».
В
«воспитании гражданского патриотизма и любви к Родине, в осознании человеком
себя как гражданина своей страны, уважающего историю своей Родины и несущего
ответственность за её судьбу в современном мире; в приобщении к продуктам
мировой культуры и всеобщей истории человечества», приоритетное место отводится
дисциплинам исторического цикла. Интерес и уважение к прошлому своей Родины
позволит восполнить информационные пробелы о выдающихся личностях
своей страны и ярких представителях избранной для освоения профессии, о их роли
в историческом процессе, в становлении профессии, в обогащении культурного
наследия державы, а так же самоопределиться в собственной жизненной
(профессиональной, личностной) и культурной перспективах. Ещё
Л.С. Выготский, трепетно чтивший опыт, накопленный предшествующими
поколениями учёных, писал: «Мы не хотим быть Иванами, не помнящими родства; мы
не страдаем манией величия, думая, что история начинается с нас; мы не хотим
получить от истории чистенькое и плоское имя; мы хотим имя, на которое осела
пыль веков». По мысли А. Эйнштейна, «моральные качества выдающейся
личности имеют возможно большее значение для данного поколения и всего хода
истории, чем чисто интеллектуальные достижения.
- исследовательские работы
старшеклассников «История семьи в истории страны»; «Люди. События. Факты.»;
Воспитательная
работа по формированию гражданской позиции у школьников приводит к развитию
следующих понятий, взглядов, компетенций:
- понятия основных
социальных ролей - дочери, сына
- преемственность
поколений, семейные традиции
- любовь к Родине,
гордость
- гражданский долг
- активность
жизненной позиции
- соблюдение правил
и норм поведения
- верность долгу
- профессиональное
самоопределение и польза обществу
- призвание и успех
в жизни
- роль коллектива
-уважение других
людей
- сопереживание и
участие
- лидерская позиция
и др.
Система
формирования гражданской позиции учащихся включает следующие ее ступени:
1. «Я и я».
Формирование гражданского отношения к себе.
2. «Я и семья».
Формирование гражданского отношения к своей семье.
3. «Я и культура».
Формирование гражданского отношения к искусству.
4. «Я и школа».
Формирование гражданского отношения к школе.
5. «Я и мое
Отечество». Формирование гражданского отношения к Отечеству.
6. «Я и планета».
Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Школу необходимо рассматривать как важнейший
социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами
социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального,
социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося.
Обучение — только один из компонентов личностного развития.
Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее
построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации
потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного
общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование гражданской позиции личности
в условиях современного школьного образования.
Библиографические ресурсы
1.
Васильева Л.В. Концепция нравственных идеалов
Н.Я. Грота //История отечественной и мировой психологической мысли:
Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы
международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26—29
июня 2006 г. /Отв.ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова,
Ю.Н. Олейник. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
C. 378—381.
2.
Гуляева И.Л. «Гражданином быть обязан…»:
формирование гражданской позиции личности //Русская культура нового столетия:
Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия
/Гл. ред. Г.В. Судаков. Сост. С.А. Тихомиров. — Вологда: Книжное
наследие, 2007. — С. 683—686.
3.
Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой
культуре. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. — 416 с.
4. Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной
деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и
трудовой деятельности. — М., 1980. — С. 32.
5.
Газман
О. С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт
работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). — М.,
1992. — С. 19.
6.
Елисов А. В.
Методика духовно-нравственного воспитания на уроках истории // Методист. –
2011. – №5. – С.52-56.
ура
Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации
образования подвергается самым существенным структурным, организационным и
содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений –
обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования,
его дифференциации и индивидуализации. Эти
изменения являются ответом на социальный заказ - максимально раскрыть индивидуальные способности,
дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально
компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный
выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою
гражданскую позицию, гражданские права.
Модель
выпускника школы.
Это – гражданин:
- любящий свой край и свою
Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий
традиционные ценности семьи, российского
- гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества,
- осознающий свою
сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически
мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир,
- осознающий ценность
образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных
методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество
и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству,
способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и
информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью,
социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий
ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других
людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и
успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и
пропагандирующий правила здорового, безопасного и
- экологически целесообразного образа
жизни;
- подготовленный к осознанному
выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для
человека и общества;
- мотивированный на
образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Федеральный
компонент учебного плана школы направлен на реализацию следующих основных целей:
формирование у обучающихся гражданской ответственности и
правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности,
инициативности, способности к успешной социализации в обществе.
Требования к
результатам обучающихся, освоивших
основную
образовательную программу среднего (полного) общего образования:
личностным, включающим
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить
жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме;
Личностные
результаты освоения
основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны
отражать:
· сформированность российской
гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
· сформированность гражданской
позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена
российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего
свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
· готовность к служению Отечеству,
его защите;
· сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
· сформированность основ
саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными
ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
(образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);
· сформированность толерантного
сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
· сформированность навыков
сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
· сформированность нравственного
сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных
ценностей;
· готовность и способность к
образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
· сформированность эстетического
отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений;
· принятие и реализацию ценностей
здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
· осознанный выбор будущей
профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей
реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
· сформированность основ
экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
· ответственное отношение к
созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви,
равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей
семьи.
Метапредметные
результаты освоения
основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны
отражать:
·
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
·
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
·
умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях,
оценивать их последствия;
·
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
Общественные
науки.
Изучение
предметной области «Общественные науки» должно обеспечить: сформированность
мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской
гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности
ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации; понимание роли
России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире; сформированность
навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и
сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
формирование и развитие целостного восприятия всего спектра природных,
экономических, социальных реалий, окружающей действительности, человеческого
фактора; сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать
информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному
развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных
различных источников; владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по
тематике общественных наук.
Школа – единственный социальный институт,
через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в
первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и
глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере
образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но
и духовная, культурная жизнь школьника.
Основным
содержанием духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации являются базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь
к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность –
закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная
солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь,
достоинство;
– человечество – мир
во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества,
международное сотрудничество;
– наука – ценность
знания, стремление к истине, научная картина мира;
–семья – любовь и
верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших,
забота о продолжении рода;
– труд и
творчество
– уважение к труду,
творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
–традиционные
российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни
человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
–искусство и
литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор,
смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
–природа – эволюция,
родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности
должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и
внешкольную деятельность детей.
|